ЧАСОВНИ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ

Материал из Лексикон КС

Перейти к: навигация, поиск
Ошибка создания миниатюры: Не удаётся сохранить эскиз по месту назначения
Школа-часовня в Пазрецком погосте. 1926
Фото V. Tanner

ЧАСОВНИ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ, (от ц.‑слав. «часы» — часть суточного круга христианского богослужения, состоящая из псалмов и молитвословий), безалтарное христианское культовое сооружение для общественного (без литургии, т. к. Ч. не имеют престола) богослужения, в том числе и беспричтового (т. е. самостоятельно мирянами). Архитектурно — одно, двух, трехкамерные: кафоликос (молитвенное помещение) и предхрамье (притвор, сени). Могут быть на подклете, разноширокими. С XVIII в. объединялись с колокольнями. Иногда полки-божницы могли заменяться иконостасом, но без Царских врат и пономарских дверей. Могли устраиваться солея и клиросы, потолки типа «небо». Для старообрядцев Ч. — символ идеологии беспоповства (ср. часовенные приходы, часовенное согласие), что понимали и в никоновской церкви, издав, например, в 1722 г. постановление Святейшего Синода о всеобщем упразднении часовен.
К 1917 на Кольском Севере насчитывалось 53 церкви и 28 часовен.
В лопарских погостах строительство Ч. относится к XVIII в.: первоначально — в зимних, а позднее — в летних погостах. Ч. могли быть самые простые: клетские (вроде избы) или с шатровым верхом (чаще — под влиянием поморских традиций — на промыслах, например, в становище Гаврилово). Священник с причетником приезжали в определенные дни года, сообразуясь с церковными праздниками. Ч., хотя и не имели престола и алтаря, но обязательно носили названия (например, Никольская, Илиинская). Соответственно к этим дням памяти и приурочивался приезд клира. В это время священником совершались крещение, исповедь, служились молебны и панихиды, всенощное бдение. Ч. были, как правило, всегда открыты и там можно было прочитать последования часов, псалтирь, молитвы на разные потребы.
С разрастанием селений часовни превращались в церкви: устраивался алтарь, иконостас, колокольня. Так, из часовен возникли церкви в Кильдине (1898), Стрельне (1899), Кашкаранцах (1890).
Приходы имели по несколько Ч. В Понойском приходе действовало 5 часовен (в Иокангском, Лумбовском, Каменском, Сосновском погостах и при Орловском маяке). В Умбском приходе — 6 Ч. (в самом селе две, на устье р. Умба, две на погостах, близ Кузреки). В Ловозерском приходе — 4 Ч. (в погосте, в становищах Восточная Лица, Семь Островов, Варзино). По две Ч. были в приходах Колы, Печенги, Кандалакши, Кашкаранцев, Китовки (Титовки).
Имелись случаи, когда Ч. (может быть, не без влияния идей старообрядчества) строились без разрешение духовного ведомства (например, в Восточной Лице в 1889). При переносе погоста или перемене места промысла Ч. перевозились на новое место (например, из становища Еретики на Китовский остров в 1890).


Лит.: Ушаков И. Ф. Православие на Кольском Севере в досоветское время. — Мурманск, 2002 (машинопись); Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. — М., 1986 г.