МЕСТА ЗАКЛЮЧЕНИЯ МУРМАНСКОГО КРАЯ в годы Гражданской войны и интервенции 1918–1920
Материал из Лексикон КС
МЕСТА ЗАКЛЮЧЕНИЯ МУРМАНСКОГО КРАЯ в годы Гражданской войны и интервенции 1918–1920,
Александровская уездная тюрьма. Располагалась с 15.11.1919 в двух зданиях в пос. Дровяное, в 16 верстах от Мурманска. До этого тюрьма находилась в Мурманске, в 2‑х бараках и арестном доме при Мурманской городской милиции. Начальником уездной тюрьмы в августе 1919 был назначен прапорщик Голубь‑Голубецкий. Имела сложную систему подчинения: Начальнику Мурманского края — Помощнику генерал-губернатора Мурманского края, Начальнику Александровского уезда (правительственному комиссару), Начальнику Александровской уездной милиции и Помощнику прокурора Архангельского окружного суда. На февраль 1920 в тюрьме содержалось 67 чел., из них сторонников советской власти — 21. Тюрьма охранялась особой ротой военной милиции, а содержание, по воспоминаниям заключенных, было относительно сытное, без издевательств.
Иокангская военная тюрьма. Располагалась на северо-восточном побережье Кольского п‑ова, в районе м. Святой Нос. Создана в августе 1919. Известна жестоким режимом (начальник И. Ф. Судаков).
Военная тюрьма на о. Торос. Новая военная тюрьма, подготовленная для эвакуации Архангельской губернии, должна была начать действовать в январе–феврале 1920, но из‑за недофинансирования и быстрого падения Северного фронта, оставления Архангельска, так и не начала в полном объеме функционировать, хотя были назначены начальник тюрьмы и определен штат караульных и надзирателей.
Тюремные помещения линкора «Чесма». На линкоре «Чесма» использовалось 5–6 помещений для содержания арестованных властями союзников. Арестованные числились за Линдзеем. Охранялась военной полицией интервентов и русскими охранниками. После эвакуации союзных войск, содержащиеся на линкоре заключенные, были переведены в арестные помещения.
На территории Мурманского края также существовали и другие арестантские и тюремные помещения: арестный дом при Мурманской городской милиции, арестное помещение при Александровской городской милиции, арестное помещение 4‑го милицейского участка в Печенге (Печенгская тюрьма) и комендатуры в Мурманске и Кандалакше, в которых, при необходимости, также содержались осужденные и подследственные.
Лит.: Мосорин А. И. Англо-эсеровские тюрьмы Севера / Гражданская война на Мурмане глазами участников и очевидцев. — Мурманск, 2006. С. 175–180.
|