МИЛИЦИЯ МУРМАНСКОГО КРАЯ

Материал из Лексикон КС

Перейти к: навигация, поиск
М

МИЛИЦИЯ МУРМАНСКОГО КРАЯ, система исполнительной власти в 1918–20 для поддержания порядка в регионе. Постановлением Временного Правительства 11.03.1917 был упразднен Департамент полиции. В первой декларации Временного Правительства опубликованной 02.03.1917 были провозглашены основания деятельности новой власти в сфере охраны правопорядка: «Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненной органам местного самоуправления». Но только к апрелю 1917 полностью прекратили деятельность Мурманское Жандармское Управление, полицейские надзиратели в Коле и Александровске, Таможенно-полицейское отделение, Пограничная стража и Полицейское Управление Александровского уезда.
17.04.1917 Временное Правительство приняло «Временное положение о милиции». При отсутствия единообразия в системе местных органов власти и управления и слабости представителей центральных органов на местах, новые власти не смогли упорядочить систему милиционных органов. Контрольно-надзорные функции над милицией выполнял местный комиссар, который фактически был не в состоянии выполнять возложенные на него обязанности из‑за отсутствия реальной власти, принадлежащей краевому Совдепу и общественным организациям, зачастую подменявшим правоохранительные и судебные органы. Первым (известным нам) начальником милиции был избран Мухин.
После Октябрьской революции 1917 только в 1918 на основании Временного положения от 06.03. за подписью Н. Подвойского на территории Мурманского края вводилась городская, портовая, железнодорожная, уездная милиция и милиция Кольской военной базы. Функции милиций были разделены на обычные и чрезвычайные. К обычным относилось: «охранение и поддержание порядка, тишины и спокойствия, охрана личной и имущественной безопасности граждан, наблюдение за точным исполнением, а в надлежащих случаях и непосредственное приведение в исполнение законов и распоряжений законной власти, а равно и оказание законного содействия другим органам власти при исполнении ими возложенных на них законом обязанностей». К чрезвычайным большевистское правительство относило охрану неприкосновенности территории, населения и достояния Советской Федеральной Российской Республики, на случай вторжения неприятеля, и борьбу со стихийными бедствиями (пожарами, наводнениями, эпидемиями и т. п.). Отдельно выделялся пункт о задержании подозрительных лиц и бдительности в отношении шпионов. Специального образования не требовалось, но для определенных должностей был необходим «повышенный образовательный ценз». При подписании обязательства милиционер за службу получал денежное довольствие, обмундирование и продовольственный паек. Управление находилось в Александровске. Начальником Краевой Народной милиции был назначен В. Бологовский. В обязанности ему также вменялось слежение за приграничными районами Печенги. Милиции подчинялись и непосредственно руководились Краевым Совдепом, с одной стороны, и Революционным Трибуналом, введенным в Мурманском крае на основании декрета о суде № 1 от 22.12.1917, с другой. Ревтрибунал зачастую подменял функции милиции, производя розыск обвиняемых и предварительное расследование уголовных дел.
Приказом по отделу обороны при Мурманском Краевом Совдепе от 13.05.1918 за № 10, были введены штаты и расходы на милицию Мурманского края. Тогда же и произошла реорганизация системы милиционных формирований на основании заключения Устного Соглашения с Союзными силами. Произведены новые назначения на должности начальников милиций и Ревтрибунала. Начальником уездной (впоследствии краевой) милиции назначался И. Павлов, Мурманской — Е. Диомидов, Кольской — А. Лунякин. По штату количество милиционеров определялось в 42 чел. Совдепом было принято решение по согласованию с Союзным Командованием об учреждении Контрольно-регистрационного пункта (контрразведки), в Управление которого входили по одному представителю от каждой союзной миссии (от Краесовдепа первым представителем был назначен прапорщик С. Архангельский). На контрольно-регистрационный пункт возлагались чрезвычайные и неограниченные полномочия за деятельностью всех военных и гражданских организаций и должностных лиц.
После военного переворота 02.08.1918 в Архангельске, городская и уездная милиция рассматривалась ВУСО (ВПСО) как один из органов исполнительной административной власти, «всецело заменяющей функции прежней полиции», но Мурманский Краесовет, пытаясь подчеркнуть свою автономию, при этом поддерживая новую власть, 14.08.1918 принял «Положение о Мурманской Краевой Милиции» целиком повторявшее законы Всероссийского Временного правительства 1917. По законодательству ВУСО (ВПСО) к городской милиции приписывались адресные столы, осуществляющие контроль за пребыванием и перемещением граждан на территории Мурманского края. Милиция непосредственно стала подчиняться Начальнику Мурманского края (впоследствии Помощнику Генерал-губернатора Северной Области) В. В. Ермолову. После его возвращения из Архангельска с Начальником Северной Области Игнатьевым, начальником Александровской уездной милиции становится Василий Тимофеевич Тимофеев, который явился основным деятелем и создателем действующей до февраля 1920 уездной милиции.
Наряду с обычными обязанностями милиции по наблюдению за должным исполнением законности и правопорядка гражданами и организациями, предупреждением и пресечением проступков и преступлений, обнаружением и задержанием нарушителей закона, на функциях милиции отражались и местные особенности: тушение лесных пожаров, отстрел одичавших собак, похороны граждан, регулирование цен на местном рынке, борьба с незаконной торговлей, выселение неработающих из подведомственных бараков, изъятие и содержание в специальных помещениях бродячих животных и наложение штрафов на их хозяев, организация этапирования подследственных в Архангельск. Штат уездной милиции на июль 1919 составлял 33 чел.
Очередная реорганизация милиции произошла в июле 1919, после ревизии милиционных формирований В. Ермоловым. Было отмечено безобразное состояние уездной и городских милиций, начальник уездной милиции В. Сметанин (за месяц до этого заменивший Тимофеева) снят, а в августе 1919 назначен новый начальник милиции — только что прибывший в Мурманск есаул Соколовский.
Бюро Уголовного розыска Мурманского края. Функции уголовного розыска с апреля 1917 возлагались на городскую и уездную милицию. С приходом советской власти по Декретам № 1 и 2 о судах, уголовным розыском занимались революционные трибуналы и общественные организации. С декабря 1917 появляются угрозыски при управлениях городских и уездных милициях. Уголовными преступлениями также занималось и местные ВЧК. В Мурманском крае, при отсутствии чекистских органов, большую роль в уголовно-розыскных мероприятиях играли общественные организации и Революционный Трибунал, который избирался Мурманским Краевым Совдепом по Конституции Мурманского края от 27.04.1918. После расформирования Мурманского Краесовета уголовным розыском занималась городская и уездная милиция.
Постановлением ВПСО 04.01.1919 для производства дознаний и расследований «деяний исключительно уголовного характера» было создано Мурманское бюро уголовного розыска. Бюро обслуживало города Мурманск и Кемь, порты Мурманска, Александровска и Белого моря, все населенные пункты Александровского и Кемского уезда, промежуточные станции, пункты и полосу отчуждения линии Мурманской железной дороги. На Мурманское бюро распространялось Положение ВПСО об Архангельском бюро уголовного розыска от 21.10.1918. Надзор за деятельностью бюро возлагалось на Товарища прокурора Архангельского окружного суда. Все расходы по содержанию бюро брала государственная казна Северной области. Положением вводились штаты Мурманского бюро в количестве 18 чел. (начальник, помощник начальник, 3 инспекторов, 9 субинспекторов, 3 служащих канцелярии и сторожа). Начальником Мурманского бюро уголовного розыска стал Н. И. Пахтусов. 15.08.1919 бюро было переведено в подчинение начальника милиции Александровского уезда. За время своей деятельности Мурманское бюро уголовного розыска не смогло эффективно бороться с преступностью по ряду причин: недостаточный оперативный квалифицированный состав, огромная территория на малое количество служащих угрозыска, военное положение, в связи с чем дублированное подчинение военным и гражданским властям, хотя за время работы Мурманского угрозыска были громкие раскрытые преступления и удачные профилактические операции. Прекратило свое существование 21.02.1920.
Железнодорожная милиция. Создана на основании Положения об охране внутри Мурманского района и на Мурманской железной дороге от 06.03.1918. Входила в состав охраны Мурманского укрепленного района. В обязанности Ж. м. входило: наблюдение за исполнение законов и постановлений правительства, содействие за исполнением специальных железнодорожных правил, содействие конвойным командам по охране и контролю грузов в пути, охрана прав граждан и имущества, безопасность движения, предотвращение преступлений на железнодорожном транспорте, выдача документов, ведение следственных действий, доставка в суд обвиняемых и пр. Руководилась заведующими участков, которые подчинялись Народной Коллегии. Штат милиции определялся в 7 заведующих (по количеству участков Мурманской железной дороги), 7 помощников заведующих, 42 старших милиционеров и 246 милиционеров.
После высадки Союзных войск в марте 1918, в мае была сформирована Ж. м. на основании Приказа Отдела обороны при Мурманском Краевом Совдепе от 13.05.1918. Начальником станции Мурманск был назначен бывший поручик В. Стуколкин. Штат милиции состоял из 70 чел. и 3 сотрудников канцелярии.
Очередная реорганизация произошла после августа 1918. По Постановлению ВПСО с 01.01.1919 вводились новые штаты Мурманской железнодорожной милиции (90 чинов милиции и 6 канцелярских служащих) и назначался новый начальник — прапорщик Ф. Р. Тихов. Фактически на февраль 1920 в штате по линии Мурманской железной дороги состояло 52 чел. Милиция подчинялась по общегосударственным делам Помощнику Генерал-губернатора Северной области (Начальнику Мурманского края) В. В. Ермолову, а по служебным делам Начальнику Мурманской железной дороги. В снабжении и проживании железнодорожные милиционеры приравнивались к железнодорожным служащим, но получали дополнительную климатическую надбавку к должностному окладу: от Мурманска до Кандалакши — 20%, от Кандалакши до Кеми — 10%. После февраля 1920 Ж. м. была ликвидирована и заменена воинскими частями Красной армии.
Портовая милиция. Портовая милиция Кольской военно-морской базы. До октября 1918 на П. м. Мурманска и Александровска распространялось действие Положения об охране внутри Мурманского района и на Мурманской железной дороге от 06.03.1918. В обязанности портовой милиции входило: охрана грузов, караульная служба, контрольные функции, надзор за прибывающими и убывающими судами, санитарное состояние территории порта и содействие портовой администрации. Начальник милиции избирался Краевым Совдепом и был подотчетен Народной Коллегии. Штат для Мурманского и Александровского портов определялся в 69 милиционеров и 3 канцелярских служащих. Такой порядок сохранялся до октября 1918. Создателем новой портовой милиции Кольской военно-морской базы стал комендант г. Мурманска М. Н. Еленеев. Он разработал Инструкцию милиции Кольской базы, Табель постам и наставление для сторожей. Начальником милиции был назначен вахмистр Е. Черныш. Базовская милиция была выведена из подчинения начальника базы, руководилась комендантом г. Мурманска и состояла из 32 чел.
Милиция Мурманского торгового порта. Мурманский торговый порт не имел собственной милиции до мая 1918 и охранялся круглосуточно портовыми матросами (сменами по 5 чел.) и портовыми надзирателями, подчинявшимися начальнику порта. С апреля 1918 охраной порта стала заниматься городская, а затем краевая милиция. После установления власти Временного правительства Северной области и до февраля 1920, торговый порт охранялся и патрулировался различными военными и милиционными подразделениями (военными патрулями интервентов, портовой милицией, подчиненной капитану порта, городской милицией и портовыми надзирателями). Милиция торгового порта прекратила свое существование к марту 1920, когда была заменена советскими правоохранительными органами.

Д. И. Тучков (Мурманск)