Ошибка создания миниатюры: Не удаётся сохранить эскиз по месту назначения
Послевоенные сопки Фото Л. Журина
ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ НА КОЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ,
деятельность организаций и отдельных энтузиастов, направленная на поиск пропавших без вести солдат и их последующую идентификацию на основе смертных медальонов и архивных документов. Ныне, исходя из накопленного опыта и осмысления задач этого общественного явления, поисковая работа понимается в первую очередь как комплексное систематическое изучение истории Великой Отечественной войны. Поиск как военная археология проливает свет на многие неизвестные ключевые эпизоды прошедшей войны. При этом он включает в себя: изучение истории как таковой, непосредственно поисковые работы, увековечение памяти, возвращение имен павших, военно-патриотическое воспитание молодежи.
В боях против немецко-фашистских захватчиков за Советское Заполярье в 1941–1944 годах погибли 72 тыс. воинов Карельского фронта и Северного флота. Ожесточенные бои с врагом происходили, в основном, за каменистые высоты, на которых невозможно было выкопать по-настоящему могилы, поэтому павших в боях воинов хоронили в окопах и траншеях, в стрелковых ячейках, слегка присыпав грунтом, или оставляя на поверхности земли, заложив камнями и торфом. Эти символические погребения на поле боя не выдержали испытания временем и через несколько лет районы боев забелели останками павших героев. При равнодушии местных органов власти и командования воинских частей работу по поиску и захоронению взяли на себя патриоты-общественники.
В 1959 году началась поисковая работа в районах боев в Заполярье. Основатель поиска на Мурмане — Л. В. Журин. Длительное время это движение не поддерживалось и даже преследовалось партийными и правоохранительными органами. В 1970‑х поисковиков поддержало Мурманское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, комсомольские органы, военкоматы, командиры воинских частей, руководители промышленных предприятий и учебных заведений. Вместо временных поисковых групп при комсомольских органах на крупных предприятиях Мурманска сформировались поисковые отряды на постоянной основе. Появились такие отряды и в других городах области. Их число колебалось от 8 до 15 с общей численностью поисковиков до 200 человек. Трудной и опасной работой добровольно и безвозмездно в свободное от работы на производстве время занимались энтузиасты в возрасте от 16 до 55 лет (школьникам в связи с неоднократными подрывами на местах боев в итоге было запрещено заниматься поиском). Напряженного труда требует работа в архивах (так, группа поисковиков из Кандалакши в 1989, работая в Центральном архиве Министерства обороны, составила список на 11 тысяч солдат и офицеров, погибших или пропавших без вести на Кандалакшском направлении).
В 1988 году в г. Калуге состоялся 1‑й Всесоюзный сбор поисковиков, где проблема незахороненных останков 2‑х миллионов павших защитников Отечества была признана официально. Создан Всероссийский Союз поисковых отрядов (с этого времени ведет отсчет признанного властями поискового движения во всесоюзном масштабе), а на местах областные координационные советы.
Мурманской областной Думой 02.11.2000 принят Закон «О проведении на территории Мурманской области работ по поиску и захоронению (перезахоронению) останков защитников Отечества». Поисковые отряды, входящие в областное поисковое движение «Эхо войны», по Закону, получают финансовую поддержку для закупки снаряжения, продовольствия и топлива, но работа поисковиков по-прежнему не оплачивается.
К 2005 году поисковиками области найдены и захоронены с почестями останки около 15 тыс. павших защитников Заполярья. Обезврежено около 50 тыс. единиц различных боеприпасов. Более 500 павшим возвращены имена (ср. до сего времени около 1 млн семей на пространстве бывшего СССР ничего не знают о судьбе своих близких). Отрядами «Подводник» (командир В. В. Хапаев) и «Авиа‑Мурман» (командир А. Л. Копытков) найдены около 500 сбитых самолетов, из них 38 — с останками экипажей. Некоторые из них извлечены из болот и озер, реставрированы и переданы в различные музеи.
Наиболее активные и заслуженные поисковики: В. В. Дранишников, М. Г. Орешета, В. В. Хапаев, К. А. Добровольский, М. Б. Бродер, А. Л. Копытков, Р. О. Неудахин, И. Н. Соловьев, Н. Н. Журина, О. В. Смирнова, Н. М. Макаревич, А. Н. Самойло, А. П. Бидненко, А. Л. Крячков и др. Удостоены государственных наград М. Г. Орешета, В. В. Хапаев, М. Б. Бродер, К. А. Добровольский и Д. П. Толчинский.
Поисковики занимаются благоустройством заброшенных воинских захоронений (всего в области 279 воинских захоронений), реставрируют старые и сооружают новые памятники боевой славы 332 мемориала и памятника), проводят патриотическое воспитание молодежи в школах Мурманской области.
М. Г. Орешета восстановил партизанскую базу на острове Партизанском и историю 82‑го погранотряда; на полуостровах Среднем и Рыбачьем увековечил все огневые позиции и оборонительные рубежи, ППГ‑2215, Флагманский КП, подвиг разведчиков капитана А. Я. Юневича, восстановил и благоустроил с молодежью около 30 воинских захоронений, написал 6 книг по истории края и боев в Заполярье.
К. А. Добровольский со своим отрядом построил памятники воинам 35‑го гвардейского стрелкового полка, 72‑й морской стрелковой бригады, разведчикам отряда В. Н. Леонова, североморцам в г. Полярный, совместно с отрядом А. Ешану — 96‑му полевому госпиталю.
В 1987 году поисковики основали свое поисковое кладбище в Долине Славы, где ежегодно хоронят собранные за сезон останки воинов. Защитник Заполярья Д. П. Толчинский изыскал споносоров и установил на всех могилах бетонные надгробия. Скульптор А. Г. Арсентьев, при поддержке губернатора Мурманской области Ю. А. Евдокимова, построил памятник «Скорбящая мать».
В учебных заведениях Мурманской области усилиями учащихся и педагогов созданы музеи боевой славы (школы № 1, № 27 г. Мурманска, школа № 22 в г. Заполярный, школа № 4 в пос. Ёна Ковдорского района); музеи отдельных частей и соединений: 104‑го артполка Северного оборонительного района КСФ в школе № 5 г. Мурманска, 31‑й Краснознаменной отдельной лыжной бригады в гимназии № 3 г. Мурманска, Первого корпуса ПВО в школе № 24 г. Мурманска, 6‑й героической батареи 143‑го артполка 14 СД в школе № 25 г. Мурманска, 10‑й гвардейской дивизии в школе № 37 г. Мурманска, 14‑й СД в школе № 43 г. Мурманска, подводной лодки К‑21 в школе № 48 г. Мурманска, Полярной дивизии в ГПТУ № 4 г. Мурманска, 19‑й армии Карельского фронта в школе № 9 г. Кандалакша, 7‑й воздушной армии в г. Кандалакша, 19‑го и 20‑го гвардейских авиаполков 7‑й воздушной армии Карельского фронта в пос. Килпъявр Кольского района, 10‑й гвардейской дивизии в СГПТУ‑1 г. Мончегорска, 118‑го отдельного разведполка в школе № 5 в пос. Сафоново Североморского района, эскадры подводных лодок в школе № 12 г. Североморска; музеи Героев Советского Союза: дважды Героя В. Н. Леонова в спортшколе его имени в г. Полярный, В. П. Миронова школе № 44 г. Мурманска, Зои Космодемьянской в школе № 1 в г. Ковдор, «Молодой гвардии» — там же, героев-североморцев в школе № 287 г. Мурманска, защитников Заполярья в пос. Зареченск. Такая активность добровольцев понуждает региональную власть к пробуждению. Так, в 2014 из средств областного бюджета на осуществление работ по увековечению памяти солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, муниципальным образованиям выделены 10 миллионов рублей. Отремонтировано и благоустроено 18 объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества в 1941-1945 гг.
Л. В. Журин
Лит.: Методические рекомендации по поисковой работе на местах боев Великой Отечественной войны / Сост. В. Н. Петров, Н. А. Шкапа. — Москва, 2002; Тропою героев Заполярья / Сост. М. Орешета. — Мурманск, 2002; Ивлев И. И. Военная археология. — Архангельск, 2004; Котилевский С. С. Теория и практика поисковых работ. — Казань, 2004; Спутник поисковика. — Мурманск, 2007; Бондаренко В. А. Самолеты возвращаются на базу. 2‑е изд. — Мурманск, 2011; Журин Л. В. Родные павших, отзовитесь // Мурманский вестник. 1997. 21 июня; Журин Л. В. Поисковое движение на Мурмане // Мурманский вестник. 1998. 27 июня; «И вы не думайте, что мертвые не слышат, когда о них потомки говорят» // Электрометаллург. 2006. 15 сентября (г. Никополь, Украина); Дулич Д. Таллинский синдром в Заполярье // Печенга. 2008. 9 июля.
| На месте боев Фото Л. Журина
|
| Верховое залегание в тундре Фото Л. Журина
|
| Останки морского пехотинца Егора Лиханина. Обнаружены на высоте 264.3 хребта Муста-Тунтури. 1981 г. Архив Л. Журина
|
| Выступление Журина на открытии Вахты Памяти. Р-н Титовки. 1999 г. Архив Л. Журина
|
| Вдова и дочь Будникова возлагают цветы на братскую могилу на высоте 258.3. Фото 1982 г. Архив Л. Журина
|
| Родственники павших у памятного знака читают имена своих близких. Ради таких моментов стоит жить! Архив Л. Журина
|
| Братская могила советских воинов на высоте 258.3, где погибли 1156 чел. Архив л. Журина
|
| Погребение останков советских воинов на высоте 258.3. Фото 1980 г. Архив Л. Журина
|
| Стандартный личный опознавательный знак образца 1935 года размером 70х50 мм для сухопутных войск, ВВС, войск СС, полиции и ряда вспомогательных организаций Вермахта. Источник: otechestvo.ipian.kazan.ru
|
| Эбонитовый медальон воина КА Архив ПЦД
|
| Подножие высоты 314. Поднятие советского бойца. 2005 г. Архив С. Демешко
|
| Высота Угловая. У одного из дотов. 2001 г. Архив М. Г. Орешеты
|
| Панихида на полуострове Рыбачий. Июль 1999 Архив ПЦД
|
| Медаль поисковиков Заполярья Архив ПЦД
|
| Воинские памятники на автодороге Мурманск — р. Западная Лица. Схема |
| Воинское захоронение в районе р. Западная Лица. Обустроено ГМК «Печенганикель» |
|