СААМСКИЙ ПАРЛАМЕНТ
Материал из Лексикон КС
СААМСКИЙ ПАРЛАМЕНТ,
1. Представительный выборный орган саамов в Финляндии (образован 09.11.1973, 10 депутатов), Норвегии (09.10.1989, 39 депутатов), Швеции (1993, 31 депутат). Саамы первыми среди коренных народов мира добились признанных законом выборных представительных органов. В рамках прав культурной автономии саамские парламенты в этих странах рассматривают любые вопросы, затрагивающие интересы саамов (правовой статус, использование природных ресурсов, развитие традиционных промыслов и т. п.). Не обладают правом вето на решения государственных структур, но рекомендации и предложения Саамского парламента подлежат обязательному рассмотрению парламентом и правительством страны. В Норвегии в выборах в С. п. (проходят каждые 4 года одновременно с общегосударственными) принимают участие саамы, достигшие 18 лет и внесенные в регистрационные списки. Саамом при этом признается человек, который идентифицирует себя с саамом и владеет родным языком (либо им владели его родители или прародители). Из сумм, выделяемых государством, Саамский парламент Норвегии тратит одну треть на содержание парламента, одну треть — на развитие саамского языка, одну треть — на поддержку традиционных промыслов и культуры.
Союз саамов северных стран (создан 18.08.1956) получил статус консультативного органа (в числе 12 неправительственных организаций коренных народов мира) при Экономическом и Социальном Совете ООН. С 1986 имеет саамский флаг (вывешивается 7 раз в году на национальные саамские праздники) и гимн. В 1990 в Союз приняты российские (кольские) саамы.
2. Система местного самоуправления коренных народов в пореформенной России XIX в., представленная на Кольском Севере в виде Кольско‑Лопарской волости (1868–1920). Как ни одно государство в мире, Россия того времени предоставила условия и правовое поле для реального самоуправления лопарям в местах их традиционного проживания с закреплением права пользования этими территориями, чего нет в современных демократиях Северной Европы. По мнению исследователей (например, Юхан Калстад) можно говорить о саамском парламенте в Российской империи в XIX в. Саамские обычаи и правовые нормы стали определяющими в Кольско‑Лопарской волости, в которую вошли Екостровская волость (погосты Екостровский, Бабинский, Масельгский, Нотозерский, Сонгельский), Печенгская (погосты Печенгский, Пазрецкий, Мотовский) и Воронинская волости (погосты Воронинский, Ловозерский, Семиостровский, Кильдинский). Всего — 12 погостов. Понойская волость, где не было абсолютного преобладания лопарей, не вошла в состав Кольско‑Лопарской волости. В помощь русской администрации и суда имелись книги о правовых представлениях и обычаях русских лопарей — А. Я. Ефименко «Сборник народных юридических обычаев Архангельской губернии» (1869) и «Народные юридические обычаи у лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии» (1883).
Собрание представителей (Коладак соббарь) проходило ежегодно 25 января в Коле (затем в Александровске). Собор распределял территории между погостами, находил компромиссные решения ко взаимной пользе. В течение года о благополучии народа должны были заботиться: Администрация собрания (старшина, он же председатель; заседатель, его помощник; писарь — все трое русские, назначенные собранием и получавшие жалование), выборные старосты сельских обществ (Печенгское, Екостровское, Воронинское), выборные представители погостов (1–2 человека), царский чиновник по крестьянским делам. Погосты управлялись правлениями: главы семейств выбирали на один год старосту (сийт шурр), которому вручали посох начальника. Правление следило за тем, чтобы каждая семья имела родовые угодья с достаточной площадью, утверждало рисунки клейм для оленей, делило имущество, разрешало конфликты и т. п.
Тема требует дальнейших исследований.
Лит.: Кряжков В. А. Правовые основы развития народов Севера и Сибири / Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: Независимый экспертный доклад. — Новосибирск, 2004. С 124–132; Vilkuna, K. «Mikä on lapinkylä ja sen funktio?» — Helsinki, 1971 (Kalevalaseuran vuosikirja; 51).