Ошибка создания миниатюры: Не удаётся сохранить эскиз по месту назначения
Портрет из Титулярника XVII в.
ИОАНН ГРОЗНЫЙ,
(25.08.1530–18.03.1584), (Иоанн IV Васильевич), Великий князь (1533), первый русский Царь (1547), из династии Рюриковичей. Родился в с. Коломенское под Москвой. Завершил губную, провел земскую и другие реформы, созвал первый Земский собор. Поддерживал отношения со многими странами Европы и Азии. Хорошо понимал значение Севера для ведения выгодной торговли с Англией, Нидерландами и другими морскими державами Запада. В связи с этим занимался созданием великой государевой дороги: Беломорье — Великий Устюг — Вологда — Москва. Его политика по отношению к Мурману сводилась, во‑первых, к укреплению православия в Лапландии и, во‑вторых, к защите Кольского п‑ова от нападений Швеции и Дании. Для упрочения православия среди лопарей (саамов) монах из Торжка Трифон в 1533 основал на р. Печенга монастырь. И. Г. покровительствовал преподобному Трифону. Грамотой 1556 дал богатые дары монастырю: деньги, священнические облачения, книги, церковную утварь, освободил монастырь от всех платежей: «дани и оброку с угодий имати на строителе Трифоне с братьею не велел». Печенгский монастырь как оплот российской государственности на Мурмане сильно раздражал шведов, стремившихся оттеснить Россию от северных морей. Начались попытки изгнания монахов. И. Г. немедленно послал шведскому королю Густаву протест: «А игумен наш…, что на Печенге против Варгава (ныне — Вардё), и тот нам бил челом, что твои подвластные люди на него ся хвалят убивством и хотят монастырь наш разорити».
В 1581, по прошению Трифона, царь пожаловал Печенгскому монастырю «в вотчину» Мотовский и Печенгский погосты со всеми угодьями и лопарями. Вообще, земская реформа 1550‑х годов на черносошном Севере дала большие преимущества купцам и богатым крестьянам.
В пограничных спорах с Россией Дания пыталась обосновать права Норвегии (бывшей в то время датской провинцией) на Лапландию. Датские военные корабли, несмотря на протесты Англии и Нидерландов, требовали с иностранных судов, шедших близ норвежских берегов в Колу для торговли, уплаты проездной пошлины. Датская эскадра Э. Мунка в 1582 бесчинствовала в прибрежных водах Кольского п‑ова. Царь потребовал возмещения убытков пострадавшим и соблюдения свободы судоходства на морских путях в Россию. В том же 1582 И. Г. послал английской королеве Елизавете грамоту, в которой, извещая о том, что датский король «называет наши искони вечные вотчинные земли волость Колу и Печенгу своею и вступаетца в них», просил англичан приезжать с товарами к Холмогорам и Коле по его прежней жалованной грамоте «безо всякого сумнения» и чтобы королева «на море ходить велела с воинскими корабли, чтоб им проезжать от тех датцкого короля разбойников в нашу отчину во все пристанища… безстрашно и их бы с моря согнати и дорогу очистити; а мы людей воинских в те пристанища посылаем и велим от датцкого короля людей от приходу береженье держать».
В 1582 И. Г. направил в Колу для наведения порядка в крае в должности воеводы А. И. Палицына, который устроил в Коле торговые весы, ввел таможенные сборы и т. п. По повелению И. Г. в 1583 инженер-фортификатор М. Ф. Судимантов приступил к строительству в Коле военного укрепления — Кольского острога, который в дальнейшем сыграл решающую роль в защите Заполярья от нескольких вражеских нашествий. Умер и похоронен в Москве.
Соч.: Послания Ивана Грозного / Перевод Я. С. Лурье. — М., 1951.
Лит.: Манягин В. Г. Правда Грозного царя. — Москва, 2006; Ушаков И. Ф. Государи и наш Север // Север. 1998. № 4.
| Портрет, хранящийся в Копенгагене А
|
| Портрет Ивана IV. Из книги П. Одерборна «Жизнь великого князя Ивана Васильевича»
|
|