ФИННЫ НА МУРМАНЕ

Материал из Лексикон КС

Перейти к: навигация, поиск
Ошибка создания миниатюры: Не удаётся сохранить эскиз по месту назначения
Валентин Серов. «Финляндский дворик»
Источник: Северная Россия: Север и северо-восток Европейской России, ее лесные и тундровые области, Белое море и Северный океан

ФИННЫ НА МУРМАНЕ, жители Северной Финляндии (по результатам русско-шведской войны 1808–1809 территория Финляндии была присоединена к Российской империи), с 1865 переселявшиеся на Кольский п‑ов с разрешения Русского правительства (требовалось свидетельство о личности, удостоверявшее, что человек не порочен и не беглый преступник). К 1867 на Мурманском побережье проживало уже 114 выходцев из Великого Княжества Финляндского. 22.11.1868 правительство России издало Закон о даровании льгот поселенцам-колонистам. Они освобождались от государственных податей и повинностей, от военной службы, могли бесплатно пользоваться лугами и лесами, беспошлинно ввозить из‑за границы товары. К 1875 в бывшем Кольском уезде (на тот момент Кольский уезд был частью Кемского уезда) насчитывалось 810 финнов из 8690 всех жителей. Финны выходили в море на промысел, выращивали скот, строили лодки на продажу. Крупной финской колонией, основанной выходцами из Кусамо в 1864, со временем стало селение Земляная на западной стороне п‑ова Средний. Если в 1871 там жило 11 семей, то через 2 года — 35 (173 чел.). На семью приходилось по 4 и более коровы (отмечалась необыкновенная молочность местного скота). Промысловый флот селения составлял более 80 различных судов. Другое большое селение — с. Ура‑Губа (основано в 1864). К 1875 в селе жило 30 финских семей. Промышляли у Цып‑Наволока, Гаврилова, Териберки. В 1899 в Ура‑Губе числилось уже 46 финских семей, они имели 128 коров и быков, 275 овец. Отдельными хуторами или по 2–3 двора финские колонисты жили и в других местах — по берегам Кольского залива, на р. Тулома, финский поселок был в районе Лёв‑Губы. Некоторые выходцы из Финляндии селились на положении сельского сословия, не имели права колонистов. Таким было селение Чалмозеро (Салмиярви) в верховьях р. Паз, северо-западнее нынешнего пос. Никель. К началу XX в. там проживало 25 семей, 16 из них были из Киттеля, остальные из Кемиярви, Соданкюля, Тервола, Рейсярви, Инари. Семьи имели по 5–8, а то и 10 коров, от 10 до 30 оленей. Своим благосостоянием финны были обязаны личной энергии, трезвости, предприимчивости (большинство не брали пособий от казны). Считалось, что слово финна на Мурмане — свято, оно дороже и надежнее векселя. Ведение хозяйства финнами было необычным для русских колонистов. Финны прежде всего строили хлев для скота, потом амбар, приобретали снасти, наконец судно и только потом ставили себе избу (этим объясняется обилие землянок в финских колониях). Русские же наоборот: вначале обзаводились избой, а потом, если хватит сил, приобретали остальное.
В 1897 в Кольском уезде проживало (данные разнятся) 1056 финнов (11,5% от всех российских подданных уезда). В 1908 на Мурмане проживало 200 финских семей (32% колонистов). Абсолютное большинство финнов-колонистов — лютеране, приписанные к Ура‑Губскому лютеранскому приходу. В результате Первой мировой войны в связи с призывом военнообязанных России в армию стал ощущаться дефицит рабочей силы. Финны, как освобожденные от воинской повинности, смогли занять рабочие места на востоке от административной границы. Часть финнов работала на лесопильных заводах, в 1915–1916 — на строительстве Мурманской железной дороги (около 7 тыс. человек). После поражения революции в Финляндии (весна 1918) новая волна финской эмиграции (красные финны) почти не достигла Кольского полуострова, но осела в Карелии, заняв там видные должности в советском, партийном и государственном аппарате (Карелия должна была превратиться в образец социалистической республики с влиянием на Финляндию и Скандинавию).
Динамика гражданского финского населения (т. е. исключая финнов, участвовавших в боях на стороне белых — лахтари — в Мурманском легионе или красных — пуники — в финском пехотном полку) на Кольском п‑ове в первые десятилетия XX в.: 1920 г. — 1427 чел. (7 деревень с чисто финским населением), 1926 — 1627 (из них 1079 приходилось на Александровский уезд, а это 14 рыболовецких и 4 молочных финских артелей, самая знаменитая — животноводческая артель «Красная скотница» в Грязной губе, ныне Сафоново). С 1930‑х гг. численность их начала резко сокращаться в результате нелегального бегства из России, легального возвращения в Финляндию, массовых репрессий (см. Репресии политические) и переселения в 1940 в непограничные районы Карело‑Финской ССР в связи со строительством на Мурмане баз СФ и для решений проблемы нехватки финнов в КФССР. Но в 1930‑е гг. существовало и обратное явление: выселение в ходе коллективизации более 4 тыс. финнов из Ингерманландии на Кольский полуостров, на рудники в Хибины. Финские названия населенных пунктов и колхозов (финские колхозы были лучшими в области, неоднократно премировались) были запрещены и переименованы. К 1938 по всему СССР в местах компактного проживания финнов было запрещено преподавание на их родном языке. Вопрос о репатриации финнов на родину надолго оставался проблемой между СССР и Финляндией, что вызывалось сложностью пограничных взаимоотношений.
По переписи 2002 в Мурманской обл. зарегистрировано 426 финнов. Бесспорный вклад в культуру Мурмана внесли финны А. И. Хутуннен и С. П. Локко. В 1990 было принято решение о создании Союза мурманских финнов.
О финском периоде в истории Печенги (1920–1944) — см. Область Петсамо.


Лит.: Немирович‑Данченко В. И. Страна холода: Виденное и слышанное. — СПб., 1877; Локко С. П. Финны на Мурмане. — Мурманск, 1993. Кн. 1; Финны в России: История, культура, судьбы. — Петрозаводск, 1998; Ушаков И. Ф. Кольский Север. Историко-краеведческий словарь — Мурманск, 2001; Невалайнен, Пекка. Исход: Финская эмиграция из России 1917–1939 гг. — СПб., 2005; Киселев А. А. Финны на Мурмане // Ленинская правда. 1989. 4 мая; Ушаков И. Финны на Кольской земле // Советский Мурман. 1991. 24, 25, 26 сентября.