КАРЕЛЫ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ

Материал из Лексикон КС

Перейти к: навигация, поиск
К
Женщина-карелка с ребенком из дер. Нясюккя (Княжуха) Мария Мосорина. 1929 г.
Фото: Elsa Engman. Источник: SKS, kuva-arkisto

КАРЕЛЫ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ, карелы (самоназвание — karjalaizet) — один из прибалтийско-финских этносов, традиционно (с XII–XIII вв.) живущий в Кольском Заполярье. На рубеже I и II тысячелетий н. э. народность корела представляла собой реальную силу, обширную этническую общность, жившую на западе территории современной Карелии, но активно продвигавшуюся на север к Белому морю и восток к Онежскому озеру. С начала XII в. русские летописи постоянно упоминают о контактах с племенем корелы. Первый опыт массового обращения карел в православие относят к 1227. В последней четверти XIII в. племенная территория корелы (10 погостов) стала называться Корельской землей, управление которой осуществлялось представителями новгородской администрации (служивый князь и воевода), находившимися с начала XIV в. в городке Корелы (Кексгольм, Приозерск). Контакты карелов с другими соседними народами (в частности, с лопарями) были не менее интенсивными, чем с русскими. В конце XVIII в. карелы даже вытесняют живших поблизости с Ладожским и Онежским озерами лопарей на север, лопские погосты в Заонежье исчезают. Но, вероятно, отдельные группы лопарей, жившие на территории Карелии, приняли участие в формировании карельского народа (ср. северные карелы называются южными lappi). Влияние же карелов (как налогосборщиков и посредников между русскими и саамами) на саамскую культуру видно в фонетическом оформлении личных имен саамов: ср. русск. Феодор, кар. Huotari, саам. Huahttar. При этом карелы на Кольском Севере все же вынуждены были перенять образ жизни саамов, адаптация которых к арктической среде была оптимальной.
На Кольский полуостров карелы (имеется ввиду субэтническая группа собственно карел; карелы-ливвики живут в Приладожье, карелы-людики — в Прионежье) спорадически проникали с торговыми либо с фискально-военными (в составе русских отрядов, взимающих дань) целями. К концу XIV в. возникают постоянные поселения карелов на Терском берегу (свидетельство летописи о разорении мурманами Корельского погоста на р. Варзуга в 1419) и севернее Кеми до вершины Кандалакшской губы на побережье Белого моря, которое называется сейчас Карельским берегом (эти земли находились во владении «пяти родов карельских детей»). Стевен Барроу в 1557 на мысе Кегор (п‑ов Рыбачий) прибегал к помощи карел. Русско-шведская война 1656–1658 усилила поток карельских переселенцев на север. К середине XIX в. на территории Кемского уезда Архангельской губернии проживало около 13 тыс. карелов (около 25% всех карелов России). Объявленное русским правительством в 1868 хозяйственное освоение Мурманского берега (см. Колонизация Мурманского берега) привлекло на восточное и северное побережье Кольского п‑ова поток карельских колонистов (через 10 лет у них было 72 домохозяйства, больше было только у финнов и русских). Карелы занимались промыслами, охотой, сельским хозяйством, оленеводством, извозом, на юге полуострова — лесозаготовкой. На Западном Мурмане они долго сохраняли свой язык, хотя все более перенимали обычаи и нравы русских, финнов, норвежцев. Как правило, карельские семьи жили зажиточно, хотя многое зависело от года.
Устье р. Печенга интенсивно заселяется карелами с 1860‑х гг.: ими основаны колонии Баркино, Княжуха, Трифоново, Гагарка, Оленья гора. Карелы селились и на самой границе с Норвегией (р. Ворьема).
В XX в. в результате Гражданской войны численность карел на Мурмане сократилась: в 1924 — только 400 карелов на всю Мурманскую губернию. Большая часть их проживала в Кольско‑Лопарской волости и на Западном Мурмане (например, в Титовке 44 человека). На Терском берегу в 1928 возникло селение Карельская коммуна (более 50 человек), население Колвицы (в 30 км от Кандалакши) почти полностью состояло из карелов. В обоих селениях обучение в школах шло на карельском языке. Коллективизация 1930‑х гг. сократило у карелов поголовье скота, лишила покосов, выгонов, усадебной земли, свело к минимуму доходы от рыбного промысла. С возникновением городов в процессе индустриализации карелы пополняли ряды рабочего класса. В период репрессий «финские корни» карелов были поводом для депортации или заключения. Но эти же «финские корни» понадобились Красной Армии в советско-финляндской войне и в Великой Отечественной, когда требовались знание финского языка и местности.
Топонимы, имеющие в своей основе слово «карел», отражают пути заселения карел на Кольском Севере: села Большая Карела, Малая Карела в Кольском районе, Карельская коммуна в Терском районе, губа Карелинская (между Кольским заливом и Ура‑Губой) и др.
По переписи 1989 в Мурманской области числилось 3505 карелов (в Мурманске — 556), в 2002 г. — 2203 (из них в городах проживало 1861 чел.).


Лит.: Корхонен М. Карельско-саамские связи в свете лингвистических данных // Происхождение карел. — Йоэнсуу, 1976; Кочкурина С. И. Корела и Русь. — М., 1986; Агеева Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. — М., 2000; Мацак В. А. Печенга. Опыт краеведческой энциклопедии. — Мурманск, 2005; Киселев А. А. Карелы на Кольском Севере // Полярная правда. 1993. 14, 15, 17, 21 декабря.


Карелы из Пороваара (Подоленья Горка). 1929 г. Фото Hannes Pukki. Источник: SKS, kuva-arkisto
Карелы из Пороваара (Подоленья Горка). 1929 г.
Фото Hannes Pukki. Источник: SKS, kuva-arkisto  
Сестры-карелки из дер. Нясюккя (Княжуха) Фото Elsa Engman. Источник: SKS, kuva-arkisto
Сестры-карелки из дер. Нясюккя (Княжуха)
Фото Elsa Engman. Источник: SKS, kuva-arkisto  
Карельский дом в Титовке Фото Д. Золотарева
Карельский дом в Титовке
Фото Д. Золотарева