ПАЗРЕЦКИЙ ЛЕТНИЙ ЛОПАРСКИЙ ПОГОСТ
Материал из Лексикон КС
ПАЗРЕЦКИЙ ЛЕТНИЙ ЛОПАРСКИЙ ПОГОСТ,
место летней стоянки лопарей-коллта. Располагался в нижнем течении р. Паз, на левом берегу, возле Борисоглебской церкви. Упоминается в писцовой книге Алая Михалкова 1608–1611, а также в Росписи лопарским погостам 1623–1624: «…А на тое Паз-реки стоит храм святых страстотерпец Бориса и Глеба Печенгского монастыря, а жителей в погосте — 10 лопарей русской веры». Здесь, у нижнего порога (падуна) р. Паз прп. Трифон Печенгский в 1565 крестил лопарей в православие, а затем построил церковь. В 1716 — 5 веж, 48 жителей мужского пола; в 1785 — 64, в 1861 — 103 лопаря, в 1896 — 149, в 1906 — 127 человек.
Годовой цикл пазрецких лопарей являл из себя следующее. Зиму они проводили в Пазрецком зимнем погосте на берегу озера Куэтсъярви, занимаясь деланием лодок и кережек для продажи, вязанием сетей и промыслом диких оленей. Еще по зимнику к 25 марта (ст. стиль, праздник Благовещения) переезжали к летнему погосту на Паз-реке. Выгнав оленей на пастбища, отправлялись на весенний промысел мойвы и трески у рек Ворьема и Печенга (на морском побережье они имели 12 тонь). В конце мая женщины и подростки возвращались на р. Паз для ловли сёмги. К престольному празднику (24 июля по ст. стилю) морские и сёмужьи промыслы заканчивались, лопари собирались у церкви свв. Бориса и Глеба в летнем погосте. В начале августа начиналась осенняя перекочевка на озера Кит, Чалмо, Пейво, Вак (где саамы имели 4 тони) для заготовки главным образом сига, промысла зверя и диких оленей. С конца октября мужчины занимались поиском оленей. К Рождеству (25 декабря) все вновь собирались в зимнем погосте.
После установления границы между Россией и Норвегией в 1826 западная, бо́льшая, часть территории погоста отошла к Норвегии, а население погоста на норвежской стороне сгруппировалось вокруг Нейдена, хотя некоторое время лопари могли еще свободно кочевать. С 1868 территория погоста на российской стороне в составе Кольско‑Лопарской волости. В 1871 по инициативе Великого князя Алексея Александровича, посетившего Паз-реку, началось, а в 1874 закончилось строительство нового здания церкви. Настоятель прихода — протоиерей Константин Щеколдин. Самостоятельный приход с 1894. В погосте, кроме лопарских туп (в 1913 г. — 10 туп, 10 амбаров), стояли дом священника, гостиница. В 1912 дорога и телеграф соединили погост с Печенгой. Имелось пароходное сообщение. В 1920–1944 — в составе Финляндии по Юрьевскому договору (Область Петсамо). Излюбленное место для финских рыболовов и туристов (была построена четырехэтажная гостиница). В годы Зимней и Второй мировой войн — в зоне боевых действий. Ко времени окончания последней войны погост уже не существовал, саамы рассеялись или переселились в Норвегию и Финляндию. В 1961 на правом берегу Паз-реки напротив бывшего погоста построен поселок энергетиков, в 1963 пущена Борисоглебская ГЭС. Погранзона, проезд по пропускам.
Варианты названия: Кезъ‑Сидь (саам.); Пазрецка летня, Пазрека; Колттакёнгас (фин.).
См. Нейденский лопарский погост, Пазрецкий зимний лопарский погост.
Лит.: Мацак В. А. Печенга. Опыт краеведческой энциклопедии. — Мурманск, 2005. С. 484–505.
|
СЛОВНИК > П
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ > Зарубежные территории
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ > Населенные пункты
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > ИСТОРИЯ (ШКАЛА ВРЕМЕНИ) > Дореволюционная Россия
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > КОРЕННЫЕ НАРОДЫ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА > Саамы