Ошибка создания миниатюры: Не удаётся сохранить эскиз по месту назначения
Лопари в зимней деревне Суеньель (Сонгельский погост) Фото Э. Вессель. Из фондов музея Сёр-Варангер
СОНГЕЛЬСКИЙ,
(саамское Suenjel‑sit — деревня Су́енъель, финское Суоникюля, русское Сонгельск), лопарский погост, один из наиболее крупных на Кольском Севере. Не имел выхода к морю, но был исключительно богат озерами и реками. Располагался к северо-востоку от оз. Куккесъявр, в верховьях р. Потклашйок, притока Лотты, впадающей в озеро Нотозеро. Известен с начала XVI в по датским документам, упоминается в Писцовой книге Василия Агалина от 1574. Впервые на карте Симона ван Салингена (1601). В середине XVI в. лопари погоста приняли православие от прп. Трифона Печенгского (зимний погост, где это произошло, получил название Ристамен‑сийт, Крестовый погост), хотя и века спустя сонгельские шаманы, нойды (суенйегас) считались среди лопарей самыми сильными: им приписывалась способность вынимать из живых зверей сердце или печень. В других погостах боялись сонгельчан. В 1608 в погосте имелось 6 веж и насчитывалось 27 жителей (примерно столько же, сколько в тогдашнем Ловозеро). Среди их промыслов оленеводство еще не упоминается. В 1785 в погосте 110 человек. Занятия: рыбная ловля, охота (изобилие бобров), заготовка леса для продажи в Колу, покрут у кольских жителей для ловли трески в море, добыча жемчуга, оленеводство (157 оленей). Имелись как зимние, так и летние пастбища для оленей. До 1809 граничил со шведской Финляндией, что дало возможность дольше, чем у других лопарей оставаться вне западного влияния и хранить себя от новопоселенцев: в периоды обострений отношений со Швецией в погост посылался караульный пост кольских стрельцов. В 1886 проживало 165 человек. Жители погоста подразделялись на 7 родов (с родовыми угодьями) во главе с начальником (отцом семейства). Собрание (sobbar) старших избирало старшину селения (sijd-šurr) сроком на один год. Оно ведало также перераспределением промысловых угодий, утверждало рисунок знаков-клейм, делило имущество, разрешало конфликты. Леса находились в коллективном владении. Имелась часовня (Нотозерский церковный приход). В 1890 была открыта церковно-приходская школа. Промысловая деятельность связывала сонгельских лопарей с нотозерскими саамами, поддерживались контакты с Пазрецким и Печенгским погостами. Коренные фамилии сонгельских лопарей: Сверловы, Гавриловы, Семеновы, Фофановы. По Тартускому договору от 1920 бо́льшая часть территории погоста (около 4800 км²) отошла к Финляндии (Область Петсамо), три четверти жителей деревни стали гражданами Финляндии, но зимняя деревня (старый погост) осталась на территории России. В ней в 1931 в ней был организован колхоз «Лутто» («Лота»). На финской части погоста в бассейне Няаннама возникло новое зимнее поселение Суоникюля (Талвикюля), построенное финским государством под надзором ученых-этнографов (как единственный в Финляндии погост, сохранявший традиционный образ жизни). В результате «Зимней войны» часть саамов переселилась на советскую территорию в устье Лотты, где образовался новый погост. В годы Второй мировой войны в зоне боевых действий. В 1944 жители Талвикюля эвакуированы в центральную Финляндию. Ныне не существует.
Лит.: Мацак В. А. Печенга. Опыт краеведческой энциклопедии. — Мурманск, 2005. С. 726–747; Мартова О. Сон-хель и Сонгелы: История поселения на краю света. Роман. — Мурманск, 2005.
| Даже зимой хозяйка выпекает хлеб на улице, в хлебной печи, выложенной из плоских камней. Суоникюля Фото Н. Lampinen. Архив В. А. Мацак
|
| Жилые здания в погосте Из кн.: Turjanmeren Maa: Petsamon historia 1920–1944
|
| Ученики школы с учительницей. Суоникюля, 1937 г. Источни: SUS
|
|