ФЕОДОР ИОАННОВИЧ

Материал из Лексикон КС

Перейти к: навигация, поиск
Ф
Портрет из Титулярника XVII в.

ФЕОДОР ИОАННОВИЧ, (31.05.155706.01.1598), последний русский Царь (с 1584) из династии Рюриковичей, сын Иоанна Грозного и Анастасии Захарьиной‑Юрьевой. Правил номинально: с 1587 фактически управлял страной его шурин Борис Годунов. Получив известие о разгроме шведских войск под Колой, дал ее защитникам две жалованные грамоты (08.04.1590). В первой — «старосту Вешнячка Кузьмина с товарищи и всех крестьян Кольской волости» освободил на 3 года от всех податей и сборов за победу над неприятелем и за понесенный материальный ущерб. Во второй — позволялось после льготных лет торговать колянам на Двине «и где ни буди» с платой пошлины в 1,5% от стоимости товара вместо установленных по закону 5%. Это была не только царская милость в отношении к героям борьбы с иностранными захватчиками, но и стремление правительства быстрее восстановить хозяйственную деятельность разоренных жителей.
Перед нападением на Колу шведы разгромили Свято‑Троицкий Печенгский монастырь. Уцелели лишь 5 монахов, находившихся на работе за пределами обители. Старец Васьян в 1591 получил царское повеление: из опасения «прихода немецких людей строить монастырь в Кольском остроге, у церкви Благовещения», а не на р. Печенга, «кельи поставити и ограду около монастыря». В 1592 из Москвы в Колу, по царскому указанию, прислали артиллерийские орудия и поставили их на острожных башнях.
Среди начисто разоренных поселений оказался и Кандалакшский Богородицко‑Рождественский монастырь. 24.01.1592 Ф. И. освободил его от «дани и оброку и всяких податей с промысловых угодий… да что у них ходит монастырских 8 лодей с солью на Колмогоры, и с тех пошлин не брать». На содержание монастыря царь повелел выдавать из его казны ежегодно по 23 руб. 70 коп. Благодаря пожалованиям государя заполярные монастыри очень скоро восстановились и продолжали служить опорными пунктами православия на Кольском Севере.
При царствовании Ф. И. начался новый этап в русско-датских отношениях: с более аргументированных позиций продолжились переговоры о пограничных спорных вопросах (сбор дани с саамского населения Финнмаркена, жалобы иностранных негоциантов), с той и другой стороны приводились новые доказательства на право владения Лапландией (датчане представили данные Салингена, находившегося тогда на датской службе). Но многократно планируемые пограничные съезды так и не состоялись.


Лит.: Ушаков И. Ф. Государи и наш Север // Север. 1998. № 4.