КЛУБЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ НА МУРМАНЕ

Материал из Лексикон КС

Перейти к: навигация, поиск
Ошибка создания миниатюры: Не удаётся сохранить эскиз по месту назначения
Велосипедисты из североморского клуба «Пилигрим» получают награду Баренц-региона «Баренц-Приз — 2006»

КЛУБЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ НА МУРМАНЕ, (КИД) — добровольные общества советской эпохи при учебных заведениях. Интернациональное воспитание на протяжении всех лет отечественной школы и педагогики советского и постсоветского периодов рассматривалось как важнейшее направление целостного формирования личности. Его задачи и содержание менялись на протяжении истории в зависимости от понимания и трактовки идеи интернационализма. С момента создания 1‑го Интернационала (1864) интернационализм противопоставлялся патриотизму: интернационализм — это идеология пролетариата и всех неимущих классов, подвергающихся эксплуатации со стороны капитала, патриотизм — идеология буржуазии с ее основным понятием «нация». Идея пролетарского интернационализма была зафиксирована в Программе ВКП(б) в 1918, в преамбуле 1‑й Конституции СССР (1924), являясь официальной идеологией правившей партии. Слово «патриот» считалось ругательным. Ситуация изменилась в 1936, когда в интервью американскому журналисту Р. Говарду И. В. Сталин отказался от пролетарского интернационализма как идеологической надстройки над доктриной мировой пролетарской революции. Произошло возвращение к «истокам» — патриотизму. Особенно это проявилось в годы ВОВ. С середине 1950‑х гг., особенно после ХХ съезда КПСС (1956), в СССР стали сочетать советский патриотизм и пролетарский интернационализм. К 1980‑х гг. само понимание интернационализма изменяется: наряду с безоговорочной верностью Советскому Союзу появляются сторонники расширительного толкования интернационализма с автономией и независимостью компартий, признанием общечеловеческих ценностей, с возвратом к первоначальному смыслу интернационализма, его идеала. В современную эпоху, когда человечество решает глобальные проблемы, среди которых сохранение себя и жизни на Земле, возникла ситуация, когда интернационализм наших дней отодвигает классовую борьбу на второстепенные позиции.
Население Мурманской обл. всегда было многонациональным. В 1924 на территории Кольского п‑ова проживали 2000 финнов, более 400 татар, около 250 китайцев и корейцев, 200 норвежцев, 400 карелов. В 1925 проживало представителей коренных национальностей севера: саами — 502, коми — 534, ненцев — 95 чел. Для проведения работы с учетом национальных особенностей в 1920 при уездном комитете РКП(б) было создано бюро нацменьшинств, действовал специальный подотдел по работе среди нацменьшинств, существовала финская секция. Клуб нацменьшинств объединял татар, финнов, корейцев и др. Особое внимание уделялось подготовке кадров: в 1922 на учебу в университет нацменьшинств Запада в Ленинград направлено 7 чел., в Петрозаводскую совпартшколу — 10 чел. В крае действовали 4 финские школы, 1 татарская. Однако в последующие — 1930‑е гг. — эта работа была не только ослаблена, но и имела очевидные ошибки. Так, жители д. Колвица, в абсолютном большинстве карелы, испытали на себе перегибы в осуществлении языковой политики, когда их стали насильно обучать русскому языку, а преподавание на родном финском было отменено. Известны т. ж. факты насильственного переселения саамов из т. н. «неперспективных сел» Варзино, Поной, Иоканга, Чальмны‑Варрэ в Ловозеро.
Вместе с тем в сфере образования интернациональное воспитание подрастающего поколения проводилось постоянно. В соответствии с трактовкой понятия «интернационализм» менялись подходы к пониманию сущности и содержания интернационального воспитания. В советский период оно понималось как целенаправленный процесс формирования и развития чувства дружбы между народами и уважения к трудящимся всех национальностей. Наряду с известной степенью декларативности идей о национальной политике и интернациональном воспитании в Советском Союзе у подрастающего поколения формировалась устойчивая система взглядов на взаимоотношения между представителями различных народов, рас, культур, которая имела очевидную эмоциональную окраску, проявлявшуюся в деятельном отношении к событиям в мире. Система интернационального воспитания в советский период истории нашей страны включала все уровни образования: детские сады, НШ и СШ. При этом мировоззренческие установки, нося преимущественно классовый характер, в разные периоды отечественной истории менялись, В зависимости от положения в мире, а т. ж. проводимой Советским Союзом внешней политики «открывались» или «запрещались» различные блоки информации. В частности, в довоенные годы в учебниках истории Великобритания, США, Франция были представлены как враги Советского государства, организовавшие интервенцию, «душившие» республику Советов. В начавшейся Второй мировой войне, когда родилась антигитлеровская коалиция, история этих стран и взаимоотношения с ними нашей страны представлены были с позиций традиций сотрудничества. В 1960-80-е гг. КИД в мурманском Доме (Дворце) культуры моряков традиционно принимал иностранных моряков (в 1975 перед Дворцом открыт памятник боевому содружеству стран антигитлеровской коалиции). По-разному — в зависимости от конъюнктуры — расставлялись акценты в преподавании различных дисциплин и в др. периоды отечественной истории. Однако объективно содержание образования в школе формировало преимущественно гуманистические установки на взаимоотношения с различными странами и народами с мыслью об инаковости др. народов, их культур, с готовностью изучать мир во всем его многообразии, совместно решать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством. Таким образом школьники приходили к выводу, что нет народов высших и низших, что людей всего мира объединяют устремления к свободе и миру, решению общих проблем, грозящих исчезновению жизни на Земле.
Интернациональное воспитание — это единство всех компонентов целостного педагогического процесса: учебных занятий, внеучебной и внешкольной работы с учащимися. Среди форм внеучебной и внешкольной работы получили распространение интерклубы, клубы интернациональной дружбы (КИД) в школах, в домах детского и юношеского творчества. Работа КИДов организовывалась по секциям: переписки, изучения истории, экономики и культуры республик Советского Союза, зарубежных стран, гидов-переводчиков, филателистов, песен и танцев различных народов и др. Работа КИДов строилась на основе принципов самоуправления при участии педагога. Во главе клуба — правление (президент, вице-президент, секретарь, председатели секций). Один из первых КИДов в МО — КИД «Планета» школы № 14 г. Мурманска (основан в декабре 1962). При поддержке шефов (ММП) здесь были установлены и поддерживались дружеские контакты со сверстниками из Канады, Кубы, портовых городов Азии и Африки, был создан один из лучших музеев интернациональной дружбы (ныне в школе № 53). После создания в 1972 при городском Доме пионеров и школьников им. А. Бредова городского КИДа (руководитель — Н. Ф. Аржаева) в школах Мурманска увеличивается число КИДов. У каждого из них была своя специфика. Например, КИД школы № 8 изучал жизнь и деятельность С. М. Кирова; КИД школы № 9 — строил свою деятельность в контакте со школьным музеем В. И. Ленина и вел переписку с различными странами, где он жил и работал; КИД школы № 21 был активным участником движения дружбы учащихся школ с номером 21 в разных республиках СССР; КИД школы № 23 изучал жизнь и деятельность немецкого учителя-антифашиста Эрнста Шнеллера и т. д.
Главное состояло в формировании у подрастающего поколения чувства сопричастности проблемам др. людей, небезразличного отношения к чужой беде, готовности помочь посильными средствами. Так, узнавая о войне США во Вьетнаме, кидовцы стремились конкретным делом помочь своим сверстникам. Под девизом «От чистого сердца, простыми делами поможем, ребята, детям Вьетнама!» собирали «сумки дружбы»: сгущенное молоко, ручки, тетрадки, краски и др. для вьетнамских сверстников. «Чужой беды не бывает!» — эти слова делом подтверждали кидовцы многих школ МО. Характерной особенностью деятельности КИДов школ области — участие в калоттском (см. Северный Калотт) движении (которое затем переросло в движение стран Баренцева Евро-Арктического региона), когда учащиеся знакомятся с культурой, обычаями, различными сторонами современной жизни народов севера Европы, скандинавских стран. Городской КИД организовывал среди школьников Мурманска викторины «Мурманск — Рованиеми», «Мурманск — Лулео», «Здравствуй, Норвегия!». С 1993 мурманские школьники являются участниками лагерей мира северных стран. С 1995 совместно с Мурманским отделением Российского фонда мира, Норвежским консульством, отделением консульства Финляндии в Мурманске организуется работа детской рождественской почты. Еще одна характерная особенность интернационального воспитания в области — организация и празднование Дней славянской письменности и культуры, который отмечается накануне проведения в школах последнего звонка. Празднование Дней стало началом создания (1997) общественного движения «Возрождение Мурмана и Отечества», объединяющее писателей, журналистов, учителей, общественных деятелей. Члены общества проводят просветительскую работу среди населения, в т. ч. школьников, об истории, культуре и связях, славянских народов. В целях пропаганды своих идей, объединения славянских народов был организован Славянский ход из Мурманска через все православные славянские страны. В связи с введением и расширением регионального компонента в образовании, стал проявляться больший интерес к изучению, пропаганде и распространению культуры, традиций коренных народов, населяющих МО — саами, коми. Организуются Дни саамской культуры, Дни культуры коми. В 1990‑е гг. в МО стали создаваться национальные культурные общества (татарское, еврейское, белорусское, немецкое и др.), объединяющие представителей различных народов, живущих в нашем крае.

В. Э. Черник (Мурманск)

Ист.: Текущий архив Клуба интернациональной дружбы Дома детского творчества им. А. Бредова.
Лит.: Дранишников В. В. Гражданское воспитание школьников: Педагогические возможности использования национально-регионального компонента содержания образования в гражданском воспитании школьников. — Мурманск, 2000.