КАРТОГРАФИЯ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА

Материал из Лексикон КС

Перейти к: навигация, поиск
К
Ортелиус А. Карта Европы (1576), фрагмент. Библиотека Хельсинского университета, фонд Норденшельда.
Из кн.: Старков В. Ф. Очерки истории освоения Арктики. Том 2

КАРТОГРАФИЯ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА, наглядные образно-знаковые модели пространства Кольского Севера. Появлявшиеся в Западной Европе карты России до XVII в. были с позиций сегодняшнего дня фантастичными (имели малое отношение к реальной географии) по причине малой изученности предмета. Географические объекты Русского Севера носили тогда иные названия: Белое море (впервые отмечено на карте К. Н. Клавусом в 1427) на картах XVI в. называлось Гандвиком, Бухтой Святого Николая; Баренцево море — Русским, Печорским, в XVII в. — Мурманским, в XVIII в. — Московским морем; Кольский полуостров назывался Биармией, Лаппией, Лапландией («Морская карта» шведа О. Магнуса — 1539, «Атлас» фламандца Г. Меркатора — 1594 и др.). Для мореходов важны были навигационные карты, они и составлялись в первую очередь: русский мореход Иван Амосов (входил в делегацию Г. Истомы, 1496) — автор первой такой карты Белого моря, братья В. и С. Барроу создали по результатам своих плаваний навигационную карту Баренцева и Белого морей (1558, в России опубликована в 1906). В XVI в., богатом на путешествия западноевропейцев на Север, составлены карты побережья Мурманского берега и Новой Земли голландцем В. Баренцем (1594–1597, в России стали известны в 1758), Мурманского моря — его соотечественником Я. Гемскерком (после экспедиций 1596–1597), побережья Лапландии — также голландцем (купцом-лазутчиком) С. ван Салингеном (конец XVI в.). Информантами для обогащения и уточнения европейских карт выступали как русские путешественники (Герасимов Д. Д., XVI в.), так и иностранные (Герберштейн С., XVI в.).
С XVII в. на европейские карты начали оказывать влияние появившиеся на Западе русские карты. Среди них так называемые «чертежи» К. полуострова (Терского наволока), в части, касаемой побережья, составленные в немалой степени на основе поморских лоций. Они относятся к XVI в. (одна из них эпохи Иоанна Грозного), но до нас они не дошли. Хотя известно о «Чертеже Корельской и Лопской земли к Мурманскому морю» и чертеже «Кольскому острогу и волостям» (упоминаются в описи 1614). Сохранилось описание «Большого чертежа» всего Московского государства (XVI в.) — известно по «Книге Большому Чертежу» (1627). Русские «чертежи» были использованы иностранными картографами (например, Г. Геритсом в начале XVII в.).
Начиная с времен Петра I карты («ландкарты») начали изготавливать централизовано в Департаменте карт с привлечением современных научных достижений (в частности, с применением цилиндрической равноугольной проекции Меркатора, предложенной им в 1569) и под руководством Петербургской Академии наук. Особое внимание, по требованию Петра, было уделено картографированию морей. В 1701 появилась «Розмерная карта Белого моря» (с Терским и Кандалакшским берегами). В 1770‑е военными гидрографами (Доможиров Д. А. и др.) составлена опись (и карта) Горла Белого моря. В 1770 составлена первая близкая к действительности карта Белого моря, в 1806 — она же, но в меркаторской проекции с учетом сжатия полюсов.
Интересы защиты Кольского полуострова побудили в 1720–1730 изготовить несколько «чертежей» и планов г. Колы. С. Г. Малыгин в 1730 составил карты навигации по Белому морю, из Горла Белого моря до р. Обь. Как итог многолетней работы многих специалистов (в частности, Л. Делиль де ля Круайера) в 1745 появилась «Карта Российской Лапландии» в составе «Атласа Российской империи». В последущие годы столичными географами, геодезистами, гидрографами уточнялись координаты населенных пунктов, береговая линия Кольского полуострова, течение рек, очертание озер, глубины морей и т. д. В 1773 вышла «Генеральная карта географическая, представляющая Архангельскую губернию, на свои провинции разделенную» (составитель Я. Ф. Шмидт). В 1792 изготовлена «Карта Архангельского наместничества» (Петербург, Горное училище).
Настоящий прорыв в картографии КС относится к XIX в. В 1817 издан «Атлас Белого моря» (рук. Л. И. Голенищев‑Кутузов) как обобщение результатов съемки Белого моря гидрографами в 1798–1801. В 1826 издана генеральная карта Мурманского берега по результатам работ Ф. П. Литке, М. Ф. Рейнеке и др. В 1840 А. Ф. Миддендорф уточнил географическое положение рек, озер, населенных пунктов на Кольском полуострове. В 1843 Ф. Литке создал карту приливов и отливов Баренцева и Белого морей. В 1837 осуществлена экспедиция К. Бэра во внутренние районы Кольского полуострова с последующим нанесением ее результатов на карту. В 1838–1840 изданы путевые карты Мурманского берега, в 1833 — «Атлас Белого моря и Лапландского берега», в 1843 — первая российская «Лоция Мурманского берега», в 1849 — «Лоция Белого моря». Автор трех последних — лауреат полной Демидовской премии Академии наук М. Рейнеке, как никто много сделавший для картографии Кольского Севера. Координаты Белого и Баренцева морей были уточнены с нанесением на карты новых географических объектов в ходе экспедиций А. И. Вилькицкого (1887–1902). Трудами гидрографа Н. В. Морозова в начале XX в. вышли «Лоция Мурманского берега» (1901) и «Лоция Белого моря 1913 г.» (1915). Мореходные карты издавал в 1894–1908 Комитет для помощи поморам Русского Севера.
XX в. — время интенсивного освоения Кольского полуострова и необходимости специализированных карт. В советские времена на Кольском полуострове трудились военные картографы: Генштаб КА (после 1946 — СА) неоднократно издавал военные карты разного масштаба самых разных районов Мурманской области. Экспедиции геологов заканчивались составлением новых карт: географических и геологических В. Рамзая (Хибинские и Ловозерские тундры, Поной), горных пород и минералов А. Е. Ферсмана, геологической А. А. Полканова, геоморфологической Г. Д. Рихтера и Г. М. Крепса. В 1930‑е Е. С. Гернет разработал новый тип морской и авиационной карт для полярных широт. Ученые Государственного океанографического института (ГОИН), Полярного научно-исследовательского института (ПИНРО), Мурманского морского биологического института (ММБИ) создали океанические, рыбопромысловые, гидробиологические карты. Так, в 1931 М. В. Клёнова (ПИНРО) предложила первые промысловые грунтовые карты Баренцева и Белого морей. Еще до Великой Отечественной войны была создана карта лавиноопасных зон в Хибинах. В. В. Чарнолуский составил кочевую карту лопарских передвижений. В середине века вышла первая батиметрическая карта (карта дна) Арктического бассейна Я. Я. Гаккеля. В 1935 Географо-экономическим научно-исследовательским институтом Ленинградского государственного университета и Мурманским окрисполкомом (руководитель — профессор В. П. Вощинин) издан «Экономический атлас Мурманского округа». В 1946 специалистами Мурманского филиала Географо-экономического НИИ изменена транскрипция некоторых топонимов (например, предложено Лиинахамари вместо Линахамари). В 1971 в Москве издан «Атлас Мурманской области». В 1980 вышел в свет третий том («Северный Ледовитый океан») «Атласа океанов». В 1980–1990 появились первые карты радиоактивного загрязнения атмосферы, воды, грунта, биоты на Кольском полуострове (авторы Г. Г. Матишов и др.) В начале XXI в. издается множество карт и атласов Мурманской области и ее городов на основе данных с космических спутников Земли (как российских, так и США), например, «Космогеологическая карта Кольского полуострова» В. В. Баржицкого.


Лит.: Кордт В. А. Материалы по истории русской картографии. — Киев, 1906. Вып. 1; Ушаков И. Ф. Избранные произведения. В 3 т. — Мурманск, 1997. Т. 1; Багров Л. С. История русской картографии. Пер. с англ. — М., 2005.


Финские картографы за работой в Области Петсамо. 1925 Из кн.: Turjanmeren Maa: Petsamon historia 1920–1944
Финские картографы за работой в Области Петсамо. 1925
Из кн.: Turjanmeren Maa: Petsamon historia 1920–1944  
Издание 1971 г.
Издание 1971 г.